Новости проекта
Мобильные приложения Schools.by
С новым учебным годом!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 91 человек

Дошкольное образование

Дата: 17 января 2018 в 11:01, Обновлено 5 сентября в 19:45
Автор: Кульба В. В.

ИМП Дошкольное образование

Положение об УДО

Учебная программа дошкольного образования

Образовательный стандарт

Система дошкольного образования Петриковского района

Дошкольное образование в Республике Беларусь  это уровень основного образования, направленный на разностороннее развитие личности ребёнка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, компетенций, необходимых для приобретения социального опыта, подготовки к продолжению образования, оздоровление ребёнка.

Основными направлениями деятельности учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью (далее – учреждения образования), в 2022 году являются:

повышение доступности и вариативности образования с учетом образовательных потребностей воспитанников;

обеспечение здоровьесберегающего процесса в учреждениях образования на основе межведомственного взаимодействия;

совершенствование качества образовательного процесса, обеспечение его коррекционной направленности при работе с детьми с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР);

создание специальных условий при получении образования лицами с ОПФР;

системная и последовательная работа по формированию инклюзивной культуры всех участников образовательного процесса;

приобретение и обновление оборудования, средств обучения, спортивного инвентаря и оборудования, в том числе для воспитанников с ОПФР;

повышение качества информационной и разъяснительной работы с родителями (законными представителями) воспитанников.

  Чтобы управлять этим процессом, необходимо знать основные тенденции качества и обеспечить его реализацию на всех уровнях. Личностно ориентированный подход, интерактивные методы, современные образовательные технологии в педагогической практике, высокий профессиональный уровень педагогов – показатели, определяющие качество образования.

В 2021/2022 учебном году деятельность отдела образования Петриковского райисполкома (далее - отдел) осуществлялась в соответствии с планом работы отдела, нормативными документами.

Основные усилия отдела образования и учреждений образования в 2021/2022 учебном году были направлены на обеспечение качественного доступного образования, максимальную полезную занятость несовершеннолетних, оптимизацию расходов в отрасли, укрепление материально-технической базы, реализацию мероприятий, приуроченных к Году исторической памяти.

Отделом, учреждениями образования организована работа по выполнению мероприятий Государственной программы «Образование и молодежная политика на 2021-2025 годы», утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 января <st1:metricconverter productid="2021 г" w:st="on">2021 года</st1:metricconverter> № 57.

Обеспечение доступности

качественного дошкольного образования

Сеть дошкольного образования в 2021/2022 учебном году была представлена 27 учреждениями образования. Из них 8  детских садов, 5 яслей-садов, 12 учебно-педагогических комплексов «детский сад – школа» и 2 дошкольных центра развития ребёнка, в которых воспитывается 1017 детей (в 2020г. – 1037, 2019г. – 1091).

На базе учреждений образования района функционировало 76 возрастных групп. Из них 9 – групп раннего возраста, 28 – дошкольных групп, 26 – разновозрастных групп, 6 – интегрированных групп, 7 – специальных групп, для детей с нарушением речи.

В районе принимаются необходимые меры по обеспечению «шаговой доступности» в учреждения дошкольного образования, по месту проживания родителей и в соответствии с запросами законных представителей  при наличии свободных мест в учреждениях.

С целью обеспечения доступности дошкольного образования для детей из сельских населённых пунктов по запросам родителей организован подвоз 69 (в 2021г.-53) воспитанников из 33 (в 2021г.-19) населённых пунктов в 13 (в 2021г.-11) учреждений дошкольного образования.

Принятые меры свидетельствуют об эффективности проводимой отделом образования и руководителями учреждений дошкольного образования – потребность в местах (очередь) удовлетворяется на 1 сентября каждого года.

Процент охвата детей дошкольным образованием в возрасте с 3 до 6 лет составил – 98% при норме 85 %  (в 2021г. – 98%, 2020г. - 97,1%) в сельской местности – 56% .

В 2021/2022 учебном году была поставлена задача, создавать условия для увеличения охвата дошкольным образованием детей раннего возраста (от 1года до 3 лет). Процент охвата детей дошкольным образованием в возрасте с 1 года до 6 лет составил – 84,5% (по государственной программе «Образование и молодёжная политика» на 2021-2025 годы – 79,7%), областной показатель – 86,3%.

Охват детей в возрасте с 5 до 6 лет подготовкой к школе составляет 100 %.

         Режим работы учреждений - пятидневка с 10,5 часовым пребыванием, ДЦРР г. Петрикова УСР и ЖКХОАО «Беларуськалий» с 12 часовым пребыванием.   

26 учреждений образования, реализующих учебную программу дошкольного образования,  имеют статус юридического лица, относятся к системе Министерства образования Республики Беларусь и не сдаются в аренду. 1 учреждение ведомственное.

В 9 учреждениях, реализующих учебную программу дошкольного образования (в 49 группах) для 707 воспитанников – 69,5%  образовательный процесс организован на русском языке, и в 18 учреждениях (27 группах) для 310 воспитанников – 30,5% на белорусском языке.

В районе ведется целенаправленная работа с детьми, имеющими

особенности в психофизическом развитии. Государственное учреждение образования «Петриковский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» продолжает оказывать консультационную психолого-педагогическую помощь семьям, воспитывающим детей пятилетнего возраста, проживающих в сельской местности.                    

Охват специальной коррекционно–педагогической помощью детей с особенностями психофизического развития в районе составил  100%.

Со всеми категориями педагогических работников, которые работают с детьми, имеющими особенности в психофизическом развитии

проводится методическая работа.

Изучается проблема обучения данных детей на базе  учреждений образования, что позволяет качественно решать задачи интеграции их в среду здоровых сверстников.

Принимаются меры по дальнейшему развитию разных форм дошкольного образования, что даёт возможность организовать образовательный процесс по гибкому, кратковременному режиму и обеспечить предоставление качественных услуг с учетом реальных ресурсных возможностей региона и запросов родителей.

В 2021/2022 учебном году функционировало 33 группы (в 2020г. – 38, 2019г. – 32 группы) кратковременного пребывания (11 адаптационных групп, 3 группы выходного дня, 2 вечерние группы, 5 прогулочных групп, 12 «Материнских школ») из них 15 групп на платной основе (6 - адаптационных, 2 - выходного дня, 7 «Материнских школ»), которые посещают 193 (в 2020г. – 201) воспитанника, из которых 95 (в 2020г. – 73) на платной основе.  

Обеспечение безопасных и здоровьесберегающих условий

в учреждениях дошкольного образования

В учреждениях дошкольного образования ежегодно приоритетной обозначена задача сохранения и укрепления здоровья детей, охраны их жизни.

Мониторинг состояния здоровья в учреждениях дошкольного образования осуществляется на основе анализа результатов углубленных медицинских осмотров детей, что позволяет проводить сравнительный анализ состояния здоровья детей с момента поступления ребёнка в учреждение и до выпуска в школу. Это даёт возможность не только владеть объективной информацией о состоянии здоровья всех детей, но и выявлять субъективные факторы, влияющие на ухудшение здоровья воспитанников.

В учреждениях дошкольного образования воспитывается 1017 воспитанников, из которых основную группу здоровья составляют - 886 воспитанников – 87% (в 2020-87,6%, 2019–88%, 2018–83%), подготовительную – 110 воспитанников – 10,8% (в 2020-10,8%,  2019 – 9,9%,  2018 – 15%), специально-медицинскую группу – 16 воспитанников – 1,6% (в 2020-0,8%, 2019–1,37%, 2018–1,3%), группу лечебной физкультуры - 3 воспитанника - 0,3% (в 2020-0,2%, 2019 – 0,09%, 2018 – 0,08%), освобождённые – 2 воспитанника - 0,2% (в 2020 - 0,5%, 2019 – 0,64%, 2018 – 0,42%).

Анализируя динамику заболеваемости воспитанников,  необходимо отметить, что в районе одним ребёнком по болезни пропущено за 2021 год – 4,03 дня (в 2020- 2,8 дня, 2019г. – 3,3 дня, 2018г. - 3,4%).          

В учреждениях направлены меры на повышение эффективности организационно-управленческой деятельности по профилактике детского травматизма. Налажена практика детального анализа причин получения травм, на основе которого принимаются решения, направленные на их устранение.

За 2021год не зафиксировано  несчастных случаев произошедших в учреждениях дошкольного образования (в сравнении в 2020/2021 – 1, в 2019 – 0, 2018г. – 2 случая).

Полноценная пища - одна из важнейших компонентов здорового образа жизни, поэтому питание в учреждениях дошкольного образования занимает важное место в сохранении и укреплении здоровья воспитанников. 

Натуральные нормы питания детей в учреждениях дошкольного образования выполнены в среднем за 2021г. – 97,1% (за 2020г. – 98,7%, 2019г. – 93%), за шесть месяцев 2022 года - 101,8%.

В меню включены соки, нектары, фрукты, овощи. Родители информированы о меню в детском саду, информированы о том, как организовать питание детей в выходной день, что приготовить ребенку на ужин.

Для выполнения мероприятий по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций на С – витаминизацию в 2021 г. было закуплено 27,74 кг на общую сумму 2999,19 руб. На 2022 г. закуплено 29,4 кг аскорбиновой кислоты на сумму 3660,30 руб.

В учреждениях дошкольного образования уделяется внимание укреплению материально-технической базы пищеблоков. Ежегодно проводятся текущие ремонты. Идёт замена теплового, холодильного и технологического оборудования. Так же приобретается современное энергосберегающее оборудование для приготовления пищи с минимальными потерями питательных веществ.

В 2021 г. для УДО приобретено вспомогательного технологического оборудования, посуды и инвентаря на сумму 610 руб. Технологическое и холодильное оборудование не закупалось.

За истекший период  2022 г. (на 1.08.2022 г.) для объектов питания учреждений дошкольного образования закуплено технологическое оборудование на общую сумму 2,7 тыс руб., посуды - на 864 руб., также приобретен  кухонный инвентарь на общую сумму 405 руб. 

         В целях приобщения обучающихся к белорусской национальной культуре, а также в целях объединения идеей популяризации национальной кухни и развития культуры питания в Республике Беларусь в учреждениях  образования в феврале стало традицией проведение «Недели Белорусской кухни».

         В целях повышения уровня осведомлённости обучающихся и их родителей в вопросах здорового питания, как составной части культуры здоровья в учреждениях дошкольного и общего среднего образования оформлены и пополняются «Уголки здорового питания».

В учреждениях в соответствии с Учебной программой дошкольного образования вырабатывается алгоритм деятельности по созданию здоровьесберегающей системы. Это различные формы физкультурно-оздоровительной работы и закаливающих мероприятий таких как: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные и спортивные игры, упражнения на прогулке, закаливание.

Во всех возрастных группах учреждений планируются и проводятся тематические занятия по формированию основ ЗОЖ.

Педагоги  учреждений используют здоровьесберегающие технологии и методики белорусских авторов, рекомендованные Министерством образования Республики Беларусь, а также новые формы физкультурно-оздоровительной работы: элементы дыхательной гимнастики, психогимнастики,  логоритмики,  фитотерапии, обеспечивая личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию детей.

В учреждениях дошкольного образования постоянно планируются и проводятся мероприятия активного отдыха: физкультурные праздники, спортивные досуги, Дни здоровья, конкурсы.

Для развития способностей детей, их природных задатков в учреждениях дошкольного образования района организована работа групп по интересам спортивной и оздоровительной направленности.  221 воспитанник (в 2020 – 191) посещают 24 группы, из них на платной основе 6 групп (54 воспитанника).

  Вместе с тем, руководителям учреждений дошкольного образования, необходимо постоянно обращать серьёзное внимание на создание здоровьесберегающего процесса, безопасных условий жизнедеятельности воспитанникам, охраны жизни и их здоровья, условий для самостоятельной двигательной деятельности.

Совершенствование качества образовательного процесса

в учреждениях дошкольного образования

Кадры, как известно, – главное приобретение каждого учреждения. Так, образовательный процесс в учреждениях дошкольного образования обеспечивают  -  210 педагогов. Из них 119 - 56,7% (в 2020г. - 60,1%; 2019г. – 60,6%) педагогов имеют высшее образование (областной показатель – 60,7%); среднее специальное 91 педагог - 43,3% (в 2020г. - 39,9%; 2019г. – 39,4%).

Число воспитателей с высшим и средним образованием – 122 человека, из них по специальности «Дошкольное образование» и по направлению «Педагогика детства» 80 педагогов, что составляет - 65,6% (в 2020 - 53%), областной показатель – 75,3%.

Получают высшее образование по заочной форме обучения шесть педагогов, что позволит повысить уровень с высшим специальным образованием в учреждениях дошкольного образования  на 4,9%.

Высшую и первую квалификационные категории имеют 123 педагога - 58,6%  (в 2020г. - 61,1%; 2019г. – 59,9%), областной показатель – 61,9%; вторую квалификационную категорию – 30 -14,3% (в 2020г. - 11,5%, 2019г. – 30,5%), без категории – 57 - 27,1% (в 2020г. - 27,4%; 2019г. – 26,6%).

Важным звеном в повышении профессионального уровня педагогов  является повышение квалификации при Гомельском ОИРО и при Минской АПО. План повышения квалификации постоянно выполнялся на 100%.

За последние годы в районе сложилась гибкая система методической помощи. В работе с педагогами широко используются  групповые, индивидуальные консультации в форме общения. Также повышению профессионального уровня способствуют организованные формы включения педагогов в деятельность по  повышению своего педагогического уровня.

В районе создана дифференцированная методическая сеть, тематика занятий районных методических объединений спланирована с учетом запросов педагогов, результатов диагностики педагогических затруднений, актуальных проблем.

Налажена работа с детьми, имеющими признаки ранней одарённости. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных воспитанников включает в себя выявление, процесс развития способностей в рамках организации образовательных услуг, индивидуальной работы, демонстрацию результатов на садовых и районных мероприятиях, отслеживание процесса развития их способностей на первой ступени общего среднего образования. 

С целью удовлетворения запросов родителей на образовательные услуги, развития творческих и интеллектуальных способностей детей, их природных задатков и привлечения дополнительных финансовых средств в 2021/2022 учебном году в районе организована работа 73 (в 2020г. – 66, в 2019г.-65) групп по интересам (эстетического, физкультурно-оздоровительного, изучения иностранных языков), которые посещают 617 (в 2020г.–546) воспитанников, из них на платной основе 42 (в 2020г.–33)группы, 362 воспитанника (в 2020г.–305).

Учреждения дошкольного образования района активно сотрудничают с РОЧС, РОВД, учреждениями здравоохранения, культуры, общественными организациями.    Благодаря   тесному   сотрудничеству    Ясли-сада №7  г. Петрикова с РОЧС создан и продолжает работу практический центр безопасности для обучения детей первичным навыкам безопасного поведения в быту, который включает четыре направления: «Правила дорожного движения»; «Пожарная безопасность»; «Один дома»; «Безопасность в природе» и организована работа «Школы безопасности».

Стало традицией в учреждениях дошкольного образования проводить акции: «Умняша», «Танцуют все!», «Семья особой заботы» и др.

«Мы вместе», где во время прогулки на хлебное поле, в душе маленьких граждан зародился интерес к труду хлебороба.

 В рамках акции «Сад памяти» воспитанники вместе с педагогами высаживают  на территории учреждений яблоневые деревья. Каждое дерево - это символ памяти за мирное небо над головой. (ГУО «ДЦРР г.Петрикова», ГУО «Ясли-сад №5 г.Петрикова»).

 ГУО «Ясли-сад №7 г.Петрикова» в рамках реализации проекта "Край, в котором я живу" провели  акцию "Собери крышечки", где воспитанники старших и средних групп вносят свою маленькую лепту в поддержание чистоты города.

Ежегодно наши воспитанники и педагоги участвуют в акции  «Споём гимн вместе!», которая стала традицией в Беларуси, объединяя людей разных поколений и возрастов, наполняя чувством гордости за свою страну и народ.

Ежегодно подводятся итоги конкурса на лучшую организацию работы учреждений дошкольного образования, по обеспечению качества образования. При подведении итогов конкурса учитываются результаты работы коллективов в течение учебного года по всем направлениям деятельности.

Так за 2021/2022 учебный год.

На лучшую организацию работы учреждений дошкольного образования города, по обеспечению качества образования стало ГУО «Дошкольный центр развития ребёнка г. Петрикова» (зав. Пономаренко Е.С.); сельской местности ГУО «Копаткевичский ясли-сад №2» (Поторская В.П.).

На протяжении года наши учреждения участвовали в конкурсах «Энергомарафон», «Я б в спасатели пошёл», «Безопасное детство», «Я - исследователь».

Необходимо педагогическим коллективам изучить опыт работы учреждений с высоким уровнем и творческим качественным подходом в подготовке и организации конкурсов. Мне, методисту и руководителям учреждений образования провести разъяснительную работу с педагогами и другими специалистами о необходимости четкого выполнения условий Положений о проведении конкурсов.

Также необходимо отметить постоянное участие  ГУО «ДЦРР г.Петрикова» в Международных творческих конкурсах и победах в них…

В этом учебном году в рамках единой методической темы «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов по

использованию технологии визуализации в современном образовательном процессе учреждения дошкольного образования» проводился республиканский фестиваль педагогических находок.

В рамках года исторической памяти  Гомельская область обобщала опыт работы области по теме:  «Дошкольное образование: приоритетные формы работы по воспитанию гражданственности и патриотизма», который презентовала на Республиканском совете руководителей учреждений дошкольного образования.

В этом году обобщили опыт работы учреждений дошкольного образования  района по теме: «Воспитание уважения у детей дошкольного возраста к культурному наследию, народным промыслам и традициям, богатствам природы белорусского Полесья».

С целью повышения эффективности работы учреждений  дошкольного образования, направленной на развитие всех жанров детского творчества ежегодно проводится районный  фестиваль творчества детей дошкольного возраста «Как прекрасен этот мир!».

           В этом учебном году была проведена Недели профессионального мастерства педагогов системы дошкольного образования Гомельской области.  На протяжении пяти дней трансляторами опыта работы были Калинковичский и Кормянский районы.

В рамках проведения Недели профессионального мастерства педагогических работников Гомельской области, родилась социально-творческая акция «Послание родителям юных граждан нашей страны», к которой, присоединились все учреждения нашего района и области.

Важным для повышения качества дошкольного образования является ресурсное обеспечение.

Поэтому значительные  усилия направляются  в учреждениях района на укрепление материально-технической базы, благоустройство и озеленение территории, пополнение игровых площадок архитектурами малых форм и плоскостными формами, создание предметно-пространственной среды, отвечающей личностным потребностям ребенка.       

Руководителям необходимо постоянно вести мониторинг реализации территориальных планов мероприятий на 2021-2025 годы по модернизации учреждений дошкольного образования и оснащению их современным оборудованием.

Оснащение учреждений, реализующих учебную программу дошкольного образования средствами обучения, игровым и физкультурным оборудованием в соответствии с установленными нормативами составило в среднем по району в 2021 году – 85,37% (в 2020г. – 85,05%) областной показатель – 87,1%, надворного оборудования – 80,16% (в 2020г. – 79,44%), областной показатель – 77,3%,  воспитанников пособиями «Мои первые уроки» - 100%. Оснащенность учебными пособиями педагогических работников – 78,72% (в 2020г. – 77,15%), областной показатель – 84,8%, что говорит о необходимости решения данного вопроса.

Анализ выполнения перечня спортивного инвентаря и оборудования составил в 2021г. – 73,1% (в 2020г. – 72,2%,  2019г. – 72% , в 2018 - 71%, в 2017 - 70%), что говорит о необходимости решения данного вопроса.

В целях укрепления преемственных связей необходимо продолжить проведение  Недель содружества между учреждениями дошкольного и общего среднего образования.

         Качество образования воспитанников обеспечивается в активном взаимодействии с семьёй. Изучается социальный статус семей, имеющих детей дошкольного возраста, потребности и запросы родителей в видах и качестве образовательных услуг. Изучение проводиться преимущественно в форме анкетирования, опроса. Внедрение разных активных форм взаимодействия с семьёй через организацию попечительских Советов, адаптационных групп, учебного кружка «Материнская школа» позволяет вовлекать родителей в процесс воспитания их ребёнка в дошкольном учреждении, когда они наделены статусом полноправных участников образовательного процесса.

С целью продвижения комплекса образовательных услуг, предлагаемых в учреждениях дошкольного образования, обеспечивается реклама в районной газете “Петрыкаўскія навіны”. Вместе с тем, опыт учреждений необходимо распространять и на областном, республиканском уровнях.

Таким образом, проведенный анализ работы в данном направлении позволяет остановиться на тех проблемах, которые требуют совершенствования данной работы. Актуальной сегодня является проблема повышения воспитательного потенциала семьи, формированию осознанного родительства посредством внедрения в практику работы различных форм сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников. На особом контроле находится вопрос принятия безотлагательных мер по своевременному устранению травмоопасных мест в учреждениях, совершенствованию системы медико-психолого-педагогического сопровождения каждого воспитанника в течение дня, обеспеченность контроля за качеством питания. Особое внимание уделяется вопросам оснащения учреждений образования средствами обучения, игровым, спортивным и надворным оборудованием, материально-технической базой в соответствии с нормативными документами и современными требованиями; повышению квалификационного уровня педагогов, переподготовке по профилю дошкольное образование (направление «Педагогика детства»).

Реализация намеченных проблем позволит организовать на более высоком уровне качество дошкольного образования. 

         С целью совершенствования организации работы системы дошкольного образования Петриковского  района в 2022/2023 учебном году будут решаться  задачи по следующим направлениям:

- формирование нормативно-правовой культуры педагогических кадров по обеспечению образовательного процесса учебной программы дошкольного образования;

         - обеспечение безопасных условий пребывания детей в учреждениях дошкольного образования, в том числе организация качественного и безопасного питания воспитанников;

- совершенствование качества образовательного процесса,

обеспечение его коррекционной направленности при работе с детьми с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР)

- системная и последовательная работа по формированию

инклюзивной культуры всех участников образовательного процесса.

- создание условий для организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования на белорусском языке;

– изучение состояния образовательного процесса и оказание дифференцированной методической помощи по внедрению  в  практику  деятельности учреждений дошкольного образования  программы  дошкольного образования и технологий, способствующих  ее  реализации;

- изучение состояния и оказание помощи по обеспечению учреждений дошкольного образования современными средствами обучения, учебными изданиями в соответствии с установленными требованиями;

- оказание методической помощи по совершенствованию обеспечения в учреждениях здоровьесберегающего процесса на основе межведомственного взаимодействия;

- приобретение и обновление оборудования, средств обучения, спортивного инвентаря и оборудования, в том числе для воспитанников с ОПФР;

- повышение качества информационной и разъяснительной работы с родителями (законными представителями) воспитанников;

         - обеспечение своевременной переподготовки педагогических работников учреждений дошкольного образования, не имеющих образования, соответствующего квалификационным требованиям;

– повышение профессионального уровня педагогических работников учреждений дошкольного образования посредством оказания методической помощи аттестуемым;

– совершенствование форм сотрудничества со средствами массовой информации с целью популяризации эффективного педагогического опыта работы учреждений дошкольного образования;

– стимулирование процесса наполнения официальных сайтов учреждений дошкольного образования.

Методист ГУО «Петриковский

районный учебно-методический кабинет»                    Е.Н. Никешина

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.