Новости проекта
Хаю-хай, с вами Schools.by!
Система перешла на новый 2018/2019 учебный год
Ищем специалиста тех.поддержки в команду Schools.by!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 47 человек

Информация об организации интегрированного обучения и воспитания к решению Совета отдела №6/6

Дата: 9 января в 10:26, Обновлено 21 февраля в 13:11

Информация

об организации интегрированного обучения и воспитания, в том числе работа опорных учреждений образования для детей с особенностями психофизического развития

В районе проживает 516 детей с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР). В 2017/2018 учебном году интегрированными формами охвачено 32% детей с ОПФР.

Организационными формами интегрированного обучения и воспитания являются специальные группы, группы интегрированного обучения и воспитания,  классы интегрированного обучения и воспитания. Работа осуществляется на основании Кодекса об образовании, инструктивно-методических писем, методических рекомендаций Министерства образования Республики Беларусь.

Все группы (классы) скомплектованы в соответствии со ст.268 Кодекса об образовании. В районе функционируют 7 специальных, 5 интегрированных групп в дошкольных учреждениях, 3 класса интегрированного обучения полной наполняемости и 35 – неполной. На начало 2017/2018 учебного года имеется приказ отдела от 25.08.2017 №486 «Об организации работы с детьми с особенностями психофизического развития», аналогичные приказы есть во всех учреждениях образования, реализующих программы специального образования. Учебные планы разработаны на основе типовых учебных планов, согласованы с центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. В пояснительной записке к учебному плану расписаны часы, которые реализуются учителем-дефектологом.

Всего  в интегрированных классах, специальных и интегрированных группах работают 25 учителей-дефектологов (из них 3 совместителя). Квалификационный уровень педагогов следующий: высшая категория – 16%, первая – 56%, вторая – 16%, без категории – 12 % В учреждениях образования «Средняя школа №2 г.Петрикова», «Комаровичская средняя школа», «Кошевичский детский сад- базовая школа», «Лучицкий детский сад-средняя школа», «Конковичский детский сад-средняя школа» часы реализуются учителями начальных классов, не имеющими специального образования.

В период с 08.11 по 20.11.2017 администрацией центра были посещены учреждения: ГУО «Средняя школа №1 г.Петрикова», «Средняя школа №2 г.Петрикова», «Копаткевичская средняя школа», «Бабуничская средняя школа», «Копцевичская средняя школа», «Ясли-сад №5 г.Петрикова», «Ясли-сад №7 г.Петрикова», «Дошкольный центр развития ребёнка г.Петрикова»,«Копаткевичский ясли-сад №2».

Образовательный процесс в специальных группах, классах интегрированного обучения и воспитания имеет коррекционную направленность и организуется в соответствии с требованиями программ специального образования.

Для осуществления коррекционно-развивающей работы педагогу нужны конкретные данные о ребенке, полученные в ходе диагностики, которые позволяют прогнозировать, планировать и выстраивать коррекционный процесс обоснованно. Однако не у всех педагогов планирование строится на диагностической основе. Диагностические карты отсутствовали на момент проверки у учителя-дефектолога Овчинниковой А.В. (Копцевичская средняя школа),  носят обобщенную информацию у учителей-дефектологов Макаровой Ю.Ю. (Дошкольный центр развития ребенка г.Петрикова), Найден Р.В. (Бабуничская средняя школа). Несвоевременно заполняются диагностические материалы учителем-дефектологом Белостоцкой Г.Н. (Ясли-сад №7 г.Петрикова). Диагностические карты прошлых лет не хранятся у учителя-дефектолога Морозько Л.В. (Копцевичская средняя школа), что не позволяет увидеть динамику развития учащихся.

В соответствии с нормативными документами коррекционные занятия проводятся с 30 минутным перерывом после уроков государственного компонента. Однако данный перевыв не выдерживается в Бабуничской средней школе, Копцевичской средней школе.

Безусловным требованием в организации интегрированного обучения и воспитания является наличие на коррекционных занятиях радостной, приятной атмосферы. Всегда интересно и познавательно на коррекционных занятиях у учителя-дефектолога Бобер-Пархоменко С.Н. (Мышанская средняя школа), Короткой А.И. (Средняя школа №1 г.Петрикова). А если ребенок неохотно посещает занятия учителя-дефектолога, возникает необходимость принятия мер по отношению к педагогу, который не обеспечивает коррекционный процесс в силу своих личных качеств.

В ходе посещений уроков в классах интегрированного обучения в ГУО «Средняя школа №1г.Петрикова», «Копаткевичская средняя школа» было отмечено, что учителя начальных классов включают учеников с ОПФР в деятельность на уроке, как и других учащихся, в ходе ведения урока прослеживается решение задач нескольких образовательных программ. Однако не все учителя классов интегрированного обучения в районе учитывают индивидуальные психологические особенности учащихся с ОПФР,  используют учебники специального образования на уроке.

У учителей классов интегрированного обучения и воспитания составлено календарно-тематическое планирование по всем предметам. Темы, которые не совпадают записываются в две строчки в классном журнале. Мы предлагаем алгоритм составления календарно-тематического планирования, который могут использовать педагоги классов и групп интегрированного обучения и воспитания.

В ходе посещения занятий в ГУО «Ясли-сад №7 г.Петрикова», «Ясли-сад №5 г.Петрикова», «Копаткевичскиий ясли-сад №2» выявлено, что учителя-дефектологи используют системный подход к коррекционно-развивающему обучению на индивидуальных и подгрупповых занятиях, планирование составляют с учётом диагностических данных.

Оптимальный результат при организации образовательного процесса и социальной адаптации ребенка с ОПФР может быть достигнут только при условии тесного взаимодействия администрации учреждения образования, социально-педагогической и психологической службы, учителей, воспитателей, учителей-дефектологов и родителей детей. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОПФР является важной частью и обязательным условием организации интегрированного обучения и воспитания. Как показала практика, большинство учреждений не готовы к принятию детей с ОПФР, даже опорные учреждения. Не проводится подготовительная работа с участниками образовательного процесса по принятию ребенка с ОПФР. Не на должном уровне организована работа службы психолого-педагогического сопровождения во всех учреждениях района.

Для обеспечения комплексного подхода к оказанию помощи ребенку с ОПФР в учреждении образования заполняется «Диагностическая карта психолого-педагогического сопровождения» и на её основе при необходимости составляется «Индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения».

Деятельность специалистов социально-педагогической и психологической службы отражается в планах работы, материалах по организации и оказанию помощи обучающимся в условиях интегрированного обучения и воспитания, отчетах и аналитических материалах.

С целью совершенствования качества интегрированного обучения и воспитания детей с ОПФР, повышения профессиональной компетенции педагогических работников, реализующих образовательные программы специального образования, решением коллегии Гомельского облисполкома от 23.12.2008г. определеныв районе опорныеучреждения образования по интегрированному обучению и воспитанию: ясли-сад №5 г.Петрикова, средняя школа №1 г.Петрикова. Однако опорные учреждения нашего района выполняют только часть функций: – создание условий для обучения и воспитания детей с ОПФР, реализация образовательных программ специального образования и консультационную – оказание информационной и консультационной помощи педагогическим работникам, руководителям учреждений образования в вопросах обучения и воспитания детей с ОПФР; знакомство педагогических работников учреждений с эффективными методами работы в условиях интегрированного обучения и воспитания.

В опорных учреждения района обучаются и воспитываются наибольшее количество детей с ОПФР. Они имеют эффективный опыт организации образовательного процесса в условиях интеграции, необходимый кадровый потенциал. В учреждениях создана безбарьерная среда для физически ослабленных лиц, имеются пандусы. Силами педагогов создается необходимая адаптивная и коррекционно-развивающая среда. На оснащение кабинетов учителей-дефектологов средств из бюджета не выделяется, поэтому учреждениям образования необходимо предусмотреть  иные формы финансирования.

В опорных учреждениях образования нашего района организуются семинары для педагогических работников, используются такие формы работы как индивидуальные консультации. Однако не презентуется эффективный педагогический опыт, проводится недостаточно конкурсов, выставок, методических дней и недель и др.

Вхождение ребенка в социум происходит при помощи взрослых. Активным средством управления процессами формирования и развития личности становится среда, в которую попадает растущий человек. Разумно подошли в этом направлении в ГУО «Копаткевичский ясли-сад №2» (заведующий Поторская В.П.), где очень удачно расположили специальный группы и кабинеты учителей-дефектологов, в которых создана развивающая среда. К новому учебному году выделен кабинет учителю-дефектологу в Копцевичской средней школе, оборудована зона для работы воспитателя в интегрированной группе дошкольного центра развития ребенка.

На оборудование адаптивной и коррекционно-развивающейсреды кабинетов учителей-дефектологов необходимо обратить внимание всем учреждениям образования, особенно недавно открывшим группы интегрированного обучения и воспитания (ГУО «Мышанский ясли-сад», «Бабуничский детский сад», «Птичский детский сад-средняя школа»).

В учреждениях образования района осуществляется патронатное сопровождение выпускников с ОПФР на основании Инструкции о патронате лиц с ОПФР №42 от 27.05.2005г. В соответствии с инструкцией патронат осуществляется на протяжении двух лет после окончания учреждения. Учреждения, осуществляющие патронат, решают такие задачи, как оказание выпускникам с ОПФР своевременной квалифицированной социально-педагогической и психологической помощи, консультативно-разъяснительной работы с законными представителями и нанимателями выпускников, привлечение организаций к оказанию помощи выпускникам, оказавшимся в неблагоприятных кризисных ситуациях, социальная диагностика и сбор статистических материалов о жизнеустройстве выпускников. Хорошо налаженаработа по патронату в учреждениях «Копаткевичская СШ», «Средняя школа №2 г. Петрикова».

Профориентационная работа проводится на учебных занятиях по трудовому обучению, в процессе самообслуживания и хозяйственно-бытового труда в учреждении образования и в домашних условиях. На общественно полезном труде в учреждении образования учащиеся овладевают доступными трудовыми навыками и умениями, приобретают привычку к систематическому труду, приучаются к ответственности за его результаты. Однако ежегодно одинвыпускник класса интегрированного обучения и воспитания не трудоустраивается: 2017 год - Копцевичская средняя школа, 2016 год - Сметаничская средняя школа. Данные факты свидетельствуют о недостаточной работе с родителями детей с ОПФР.

Дети с ОПФР участвуют в мероприятиях, проводимых в учреждениях, посещают кружки и секции. Охват кружковой работой составляет 54%, спортивными секциями 43%. Ниже районного охват кружковой работой и спортивными секциями в ГУО «Бабуничская средняя школа», «Сметаничская средняя школа».

Следует отметить, что во всех посещённых учреждениях в годовые планы внесены вопросы по обучению и воспитанию детей с ОПФР, которые рассматриваются на педсоветах, совещаниях при директоре, на методических объединениях учителей начальной школы либо воспитателей в дошкольном учреждении.

В ГУО «Средняя школа №1 г. Петрикова» на совещаниях при директоре рассматриваются вопросы «Организация работы в пункте коррекционно-педагогической помощи», «Качество организации работы в интегрированных классах на второй ступени», на заседании методического объединении учителей начальных классов «Организация работы учителя-дефектолога по преемственности дошкольное учреждение - школа».

В ГУО «Ясли-сад №5 г. Петрикова» в годовом плане отдельным пунктом выделено «Специальное образование», на каждом педсовете рассматриваются вопросы по специальному образованию, учителя-дефектологи 2 раза в год проводят семинары для педагогов.

В ГУО «Копаткевичские ясли-сад №2»  учителя-дефектологи проводят консультации для педагогов, на контроле у заведующего стоят вопросы «Взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и воспитателя специальной группы», «Результаты работы учителей-дефектологов».

В ГУО «Копаткевичская средняя школа» на августовском педсовете рассматривался вопрос «Организация интегрированного обучения в 2017/2018 учебном году», на совещаниях при директоре «Обеспеченность учебниками специального образования», «Итоги промежуточного мониторинга в классах интегрированного обучения».

Проводимые мероприятия указывают на системную работу учреждений образования по организации работы с детьми с особенностями психофизического развития.

В целях совершенствования работы в данном направлении необходимо формировать в учреждениях образования психологический климат, необходимый для успешной образовательной интеграции, социализации  детей с ОПФР, вовлекать родителей в образовательный процесс.

                                                              

Директор

ГУО «Петриковский районный

центр коррекционно-развивающего

обучения и реабилитации»                                                                                                                  Н.А. Мешкова

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.