Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 50 человек

Информация к решению Совета ООСиТ №4/1 ЦТ

Дата: 9 августа в 12:50

ИНФОРМАЦИЯ

о работе учреждений образования Петриковского района по организации подготовки учащихся к централизованному тестированию

        В соответствии с п.2.2. «Оценка качества знания» Критериев и показателей деятельности учреждений образования, отделов (управлений) образования, спорта и туризма рай (гор) исполкомов, администрации районов городов, управления облисполкомов, комитета по образованию Мингорисполкома в 2014 году, утвержденных приказом Министерства образования Республики Беларусь от 12.06.2014 № 526 средний бал централизованного тестирования (далее – ЦТ)  является критерием оценки качества деятельности учреждений общего среднего образования.  

В соответствии с годовым планом отдела образования, спорта и туризма на 2018 год в апреле 2018 года осуществлялось изучение деятельности учреждений по вопросу организации работы по подготовке учащихся к централизованному тестированию (далее – ЦТ).

В ходе изучения вопроса организации работы учреждений общего среднего образования по подготовке к ЦТ были посещены государственные учреждения образования (далее – ГУО) «Гимназия г.Петрикова», «Средняя школа №1 г.Петрикова»,«Средняя школа №2 г.Петрикова», «Бабуничская средняя школа», «Копаткевичская средняя школа»,«Конковичский детский сад – средняя школа», «Птичский детский сад – средняя школа». Изучались представленные учреждениями аналитические материалы, учебные планы на 2017/2018 учебный год, анализировалась информация об организации платных образовательных услуг, изучалась информация по подготовке к ЦТ, размещенная на сайтах учреждений.

В 2017/2018 учебном году в учреждениях общего среднего образования обучается 225 учащихся 11-х классов.

         С целью адаптации абитуриентов к условиям сдачи вступительных испытаний в форме централизованного тестирования в районе проводится репетиционное тестирование (далее – РТ). В текущем учебном году в трех этапах РТ на базе района приняли участие 144 учащихся.

Вместе с тем, в РТ приняли участие не все выпускники: ГУО «Средняя школа № 2 г.Петрикова» – 24 выпускника из 36, ГУО «Птичский детский сад – средняя школа» – 5 выпускников из 7, ГУО «Бабуничская средняя школа» – 2 выпускника из 5, ГУО «Копаткевичская средняя школа» – 15 выпускников из 21.

В ГУО «Средняя школа № 2 г.Петрикова» разъяснительная работа с родителями учащихся о необходимости участия в репетиционном тестировании проводилась не индивидуально, а на классных родительских собраниях.

С целью качественной подготовки учащихся к ЦТ были проведены семинары-практикумы на платной основе для учителей математики и истории. В рамках работы районных учебно-методических объединений были проведены семинары учителей русского, немецкого, английского языков по теме «Системный подход в организации подготовки учащихся к ЦТ, олимпиадам и интеллектуальным конкурсам», учителей физики, химии, биологии и математики («Решение трудных задач ЦТ»), истории и обществоведения («Система работы учителя по подготовке учащихся к централизованному тестированию»).

В текущем учебном году в 18 учреждениях общего среднего образования организована работа обобщающих факультативных занятий, которые направлены на подготовку учащихся к ЦТ и итоговой аттестации.

На базе 8 учреждений общего среднего образования района (ГУО «Гимназия г.Петрикова», ГУО «Средняя школа №1 г.Петрикова», ГУО «Средняя школа №2 г.Петрикова», ГУО «Копаткевичская СШ», ГУО «Бабуничская СШ», ГУО «Бриневский детский сад – средняя школа», ГУО «Конковичский детский сад – средняя школа», ГУО «Лясковичская средняя школа», ГУО «Мышанская средняя школа»), организована работа 27 межшкольных факультативов по подготовке учащихся к ЦТ по 9 учебным предметам (русский язык, белорусский язык, немецкий язык, математика, физика, химия, биология, история РБ, обществоведение).

В ходе изучения вопроса выявлено, что в годовом планировании работы учреждений в основном  имеются мероприятия по подготовке к ЦТ. Системно спланирована работа по подготовке к ЦТ с учетом мероприятий с учащимися, родителями и педагогами, мероприятий внутреннего контроля в ГУО «Гимназия г.Петрикова», ГУО «Копаткевичская средняя школа». В основном в учреждениях образования осуществляется контроль за подготовкой учащихся к ЦТ, итоги ЦТ анализируются на заседаниях педагогических советов, совещаниях при директоре, рассматриваются на методических объединениях учителей предметников.  

         Во всех посещенных учреждениях имеется примерный профпрогноз намерений выпускников с перечнем предметов, которые они планируют сдавать на ЦТ. Вопросы подготовки к ЦТ рассматриваются на совещаниях при директоре и заместителе директора. Оформлены информационные стенды «Готовимся к ЦТ». Выпускники всех посещенных учреждений приняли участие в тестировании по психологической готовности к ЦТ. Во всех посещенных учреждениях образования проводятся стимулирующие и поддерживающие занятия по предметам ЦТ.

В учреждениях осуществляется определенная работа по психолого-педагогическому сопровождению подготовки учащихся к ЦТ.   В течение учебного года педагогами-психологами   для учащихся VIII-XI классов с целью профессионального самоопределения проводится анкетирование по вопросам профессионального самоопределения, классные часы: «Шаг в будущую профессию», «Твой выбор – твоя профессия», «Профессиональный выбор», «Какая профессия лучшая», «Все работы хороши».

         Качественное психолого-педагогическое сопровождение выпускников по подготовке к ЦТ проводится в ГУО «Копаткевичская средняя школа». В течение ноября-декабря 2017 года по субботам директором учреждения совместно с педагогом-психологом и классным руководителем было проведено индивидуальное собеседование с родителями и выпускниками по уточнению профессиональных намерений и необходимости участия в репетиционном тестировании. По итогам участия учащихся в профориентационной диагностике педагогом-психологом составлены рекомендации выпускникам по выбору профессии. Педагог-психолог ведет непрерывную индивидуальную работу с родителями каждого выпускника. У учащихся имеется возможность пройти онлайн-тестирование как в учреждении образования, так и с домашних компьютеров через выход на школьный сайт.

Однако, работа по психолого-педагогическому сопровождению западает в учреждениях, где нет педагога-психолога. Психологическое сопровождение очень важная составляющая подготовки учащихся к ЦТ, поэтому необходимо в случае отсутствия в учреждении образования педагога-психолога привлекать специалистов соседних учреждений образования, ГУО «Социально-педагогического центра Петриковского района».

         Качественная профориентационная работа ведется в ГУО «Конковичский детский сад – средняя школа». Администрация учреждения владеет информацией о каждом выпускнике: куда планирует поступать, какие предметы будет сдавать на ЦТ, факультативные занятия посещает, какая работа ведется педагогами с каждым учащимся.

        С целью создания условий для эффективной  подготовки к ЦТ в Республике Беларусь в соответствии с инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2016/2017 учебном году допрофильной подготовки и профильного обучения на третьей ступени общего среднего образования» в районе   введено профильное обучение. В разрезе учреждений образования нашего района профильное обучение организовано только в учреждениях г.Петрикова, гп.Копаткевичи.

В текущем году работу по внедрению профильного обучения необходимо проработать всем учреждениям не только города, но и сельских учреждений образования, тем более, что условия организации профильного обучения позволяют создавать в сельских учреждениях маленькие профильные группы численностью от 3-х человек. Необходимо проработать вопрос организации иных профилей кроме гуманитарного в ГУО «Гимназия г.Петрикова», ГУО «Средняя школа №2 г.Петрикова».  

В основной своей массе вопросы подготовки к ЦТ решаются путем организации факультативных, стимулирующих и поддерживающих занятий. Анализ учебных планов на предмет эффективности организации факультативных занятий показывает, что в основном в учреждениях созданная сеть факультативных занятий удовлетворяет запросы учащихся. Наиболее эффективно, с целью подготовки учащихся к ЦТ распределены факультативные часы в ГУО «Гимназия г.Петрикова», ГУО «Средняя школа № 1 г.Петрикова», ГУО «Копаткевичская средняя школа». Изучение вопроса показало, что у учителей предметников накоплен материал для подготовки к ЦТ, на уроках тестовые задания используются уже в среднем звене. 

Вместе с тем, педагогами не проводится работа по подбору необходимого (возможного, логичного) четвертого учебного предмета для ЦТ как запасного варианта при поступлении в учреждения высшего образования. Устное собеседование с педагогами по вопросам подготовки учащихся XI классов к ЦТ на основании учебных достижений учащихся директорами и заместителями проводится лишь в каникулярный период.

Остается проблемным на уровне района вопрос использования выпускниками учреждений образования онлайн-мероприятий по подготовке к ЦТ, предлагаемых белорусскими сайтами.

Никто из выпускников посещенных учреждений образования (за исключением одного учащегося ГУО «Средняя школа № 1 г.Петрикова») не принимает участия в онлайн-мероприятиях, предлагаемых на белорусских сайтах: онлайн-платформе CT-ONLINE.BY через социальные сети; годичных онлайн-курсах подготовки к ЦТ «Адукар»; образовательном центре «Стимул»; курсах подготовки к ЦТ на relax.by, на подготовительных дистанционных курсах факультетов довузовской подготовки высших учебных заведений.

В  век информационных технологий главнейшим источником информирования выпускников и их законных представителей об условиях поступления в учебные заведения, профориентации учащихся, подготовки к ЦТ являются интернет-ресурсы, и, в частности, сайты учреждений образования. Анализ сайтов показал, что только на сайтах ГУО «Копаткевичская средняя школа» и ГУО «Куритичская средняя школа» имеется вся необходимая информация о ЦТ.

На основании вышеизложенного, в целях совершенствования работы по подготовке учащихся к ЦТ рекомендовано:

проанализировать представленную выше информацию, принять меры по устранению и недопущению подобных недостатков в работе учреждений общего среднего образования; учесть обозначенные проблемы в планировании вопросов тематического и оперативного контроля деятельности учреждений;

организовать информирование руководителей, учителей, учащихся X, XI классов, законных представителей учащихся учреждений общего среднего образования о возможностях участия в онлайн-мероприятих, предлагаемых на белорусских сайтах:

онлайн-платформе CT-ONLINE.BY через социальные сети;

годичных онлайн-курсах подготовки к ЦТ «Адукар»;

образовательном центре «Стимул»;

курсах подготовки к ЦТ на relax.by., других;

         создать условия для работы учащихся с учителями по выполнению онлайн-тестов на базе кабинетов информатики учреждений образования, в том числе в шестой школьный день;

довести до сведения учащихся X, XI классов, их законных представителей информацию о возможностях получения дополнительного образования на базе учреждений высшего образования;

рекомендовать учителям для реализации на III ступени общего среднего образования программы факультативных занятий, содержание которых нацелено на систематизацию, обобщение знаний учащихся, их подготовку к ЦТ;

обеспечить на должном уровне организацию допрофильной подготовки, предусмотреть изучение факультативных курсов «Мое профессиональное будущее», «Основы будущей профессии» в 2018/2019 учебном году;

проработать вопрос открытия профильных классов (групп);

обеспечить наличие и постоянное обновление всей необходимой информации по подготовке к ЦТ, профориентации учащихся на сайтах учреждений;

обеспечить ежедневный контроль за использованием дифференцированного подхода в подготовке учащихся к ЦТ на каждом уроке;

обеспечить контроль за эффективностью использования факультативных, стимулирующих и поддерживающих занятий;

обеспечить ежегодноедетальное рассмотрение итогов ЦТ с выработкой мер по повышению качества подготовки;

организовать индивидуальную работу с родителями VIII-XI классов по вопросам  выбора профессии, подготовки к ЦТ ежегодно с промежуточным анализом успеваемости.

Заместитель начальника отдела                                    Л.Н.Жуковец

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.