Новости проекта
Внесение изменений в личные данные
Важная информация
Выставка "Образование и карьера 2020"
«Учитель для Беларуси»
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 60 человек

ИНФОРМАЦИЯ к решению Совета ООСиТ №2/2 от 02.03.2018

Дата: 9 августа 2018 в 12:19

ИНФОРМАЦИЯ  

о принимаемых мерах по повышению качества образовательного процесса в учреждениях образования,  реализующих учебную программу дошкольного образования 

    

Качество дошкольного образования предусматривает результативность образования, степень достижения приоритетных направлений и задач дошкольного образования, их соответствие государственным и нормативным требованиям. 

 Для повышения качества образования необходима мобилизация внешних и внутренних ресурсов: материальных,  кадровых, управленческих, информационных, научно-методических. 

          Одним из условий полноценного обучения, воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста является реализация учебной программы, содержание которой структурировано по пяти направлениям.

С целью изучения вопроса реализации учебной программы дошкольного образования, был организован мониторинг в 14 учреждениях дошкольного образования (ГУО  «ДЦРР   г. Петрикова», ГУО  «Ясли –  сад  №3 г. Петрикова», ГУО «Ясли – сад №5 г. Петрикова» ГУО  «Ясли – сад  №7 г. Петрикова», ГУО «Мышанский ясли – сад», ГУО «Бабуничский детский сад», ГУО «Новосёлковский детский  сад»,  ГУО  «Голубицкий  детский  сад», ГУО «Копаткевичский ясли-сад №2», ГУО «Комаровичский детский сад», «Лясковичский детский сад», ГУО «Лучицкий детский сад – средняя школа», ГУО «Конковичский детский сад - средняя школа», ГУО «Челющевичский детский сад», ГУО «Муляровский детский сад – начальная школа»), проанализирована документация учреждений, посещены специально-организованные и нерегламентированные виды деятельности.  Также были изучены условия для проведения образовательного процесса (состояние научно-методического обеспечения, создание  предметно-игровой развивающей среды в группах, музыкальном и физкультурном залах).

В учреждениях дошкольного образования задача здоровьебережения является приоритетной. Поэтому в соответствии с учебной программой дошкольного образования в учреждениях вырабатывается алгоритм деятельности по созданию здоровьесберегающей системы. Это различные формы физкультурно-оздоровительной работы и закаливающих мероприятий таких как: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные и спортивные игры, упражнения на прогулке, закаливание.

Педагоги  учреждений (ГУО  «ДЦРР   г. Петрикова» (Бурмич С.Н., Шеметова Ю.С., Мицура А.Н., Будник Н.Л., Карась Е.А., Дубина Г.С., Рассеко И.Э.), ГУО  «Ясли –  сад  №3 г. Петрикова» (Хоняк Е.В., Рудько В.В., Литвин К.М., Купрей Т.В., Александрова А.Л.), ГУО «Ясли – сад №5 г. Петрикова» (Юцевич Н.В., Мазай В.В., Власкина Н.В., Саботенко И.В.), ГУО  «Ясли – сад  №7 г. Петрикова» (Белостоцкая Г.А., Булова Г.И., Голик Г.А., Соловей Т.А., Реут Л.Л., Кирбай М.В., Кузнецова В.Л., Воробей Т.Р.), ГУО «Копаткевичский ясли-сад №2» (Прокопенко Т.А., Глушец Е.П.), ГУО «Мышанский ясли – сад» (Тороп Н.В.),  «Лясковичский детский сад» (Мелешко Е.Р., Браим Л.И.), ГУО «Конковичский детский сад - средняя школа» (Сытько С.Л.), ГУО «Муляровский детский сад – начальная школа» (Шелег Н.М.)используют здоровьесберегающие технологии и методики белорусских авторов, рекомендованные Министерством образования Республики Беларусь, а также новые формы физкультурно-оздоровительной работы: элементы дыхательной гимнастики, психогимнастики,  логоритмики,  фитотерапии, обеспечивая личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию детей.

В группах педагоги стараются создавать оздоровительную среду, способствующую эффективной организации  здоровьесбережения (уголок природы, в котором находятся растения-санитары, центры движений, которые оснащены стандартным и нестандартным оборудованием). В учреждениях планируются и проводятся мероприятия активного отдыха: физкультурные праздники, развлечения, спортивные досуги, Дни здоровья, конкурсы.

Вместе с тем, за 2017 год количество дней, пропущенных одним ребенком по болезни, составило - 3,7  дня (в 2016г. – 2,8 дня, в 2015г. – 2,4дня), что свидетельствует о необходимости принятия мер по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, охраны их жизни, особенно в таких учреждениях, как: ГУО «ДЦРР г. Петрикова» (6,8), ГУО «Ясли-сад №5 г. Петрикова» (4,6), ГУО «Ясли-сад №7 г. Петрикова» (4,1), ГУО «Копаткевичский ясли-сад №2» (5), ГУО «Копаткевичский детский сад №1» (2), ГУО «Залесский д/с-БШ» (5,4), ГУО «Колковский детский сад» (3,1), «Кошевичский д/с-БШ Петриковского района» (5,3), ГУО «Лясковичский детский сад» (3,2).

В 8 учреждениях дошкольного образования (52 группах) образовательный процесс организован на русском языке, 823 воспитанников (69,7%) и в 19 учреждениях (29 группах) на белорусском языке 357 воспитанников (30,3%).

Анализируя  планы   работы  с  воспитанниками можно  сделать  вывод,  что планирование образовательного процесса осуществляется на основе учебной программы дошкольного образования, образовательного стандарта дошкольного образования. Планирование тематическое, осуществляется   систематически,  последовательно.

Однако есть планы, в ГУО «Новосёлковский детский  сад»,  ГУО  «Голубицкий  детский  сад», где не указаны задачи, по основам безопасности, формированию здорового образа жизни,  не прописывается  усложнение на  занятиях для второй подгруппы детей.

Просмотр и анализ занятий по образовательным областям учебной программы показал, что педагоги (ГУО  «ДЦРР   г. Петрикова» (Бурмич С.Н., Шеметова Ю.С., Мицура А.Н., Будник Н.Л., Карась Е.А., Дубина Г.С., Рассеко И.Э.), ГУО  «Ясли –  сад  №3 г. Петрикова» (Хоняк Е.В., Рудько В.В., Литвин К.М., Купрей Т.В., Александрова А.Л.), ГУО «Ясли – сад №5 г. Петрикова» (Юцевич Н.В., Мазай В.В., Власкина Н.В., Саботенко И.В.), ГУО  «Ясли – сад  №7 г. Петрикова» (Белостоцкая Г.А., Булова Г.И., Голик Г.А., Соловей Т.А., Реут Л.Л., Кирбай М.В., Кузнецова В.Л., Воробей Т.Р.), ГУО «Копаткевичский ясли-сад №2» (Прокопенко Т.А., Глушец Е.П.), ГУО «Мышанский ясли – сад» (Тороп Н.В.),  «Лясковичский детский сад» (Мелешко Е.Р., Браим Л.И.), ГУО «Конковичский детский сад - средняя школа» (Сытько С.Л.), ГУО «Муляровский детский сад – начальная школа» (Шелег Н.М.)) перешли на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми. Занятия отличаются высоким уровнем организации и проведения. Педагоги методически грамотно составляют конспекты занятий, педагогически целесообразно  продумывают  организацию  детей  на  занятии  с  учетом  их возрастных особенностей, создают благоприятный эмоциональный  психологический климат. Педагоги умело регулировали поведение детей на занятиях, использовали разнообразные приемы, активизирующие их внимание, эмоционально и доступно преподносили новый материал, педагогически грамотно формулировали вопросы, обеспечивали индивидуально-дифференцированный подход.

В ходе изучения организации образовательного процесса необходимо отметить проблемы в работе отдельных педагогов и коллективов (ГУО «Лучицкий детский сад – средняя школа» (Подберёзная Е.Л.), ГУО «Комаровичский детский сад» (Мигун Е.А., Кучинская Л.Ф.), ГУО «Новосёлковский детский  сад» (Антонова С.А.).

Отрицательным фактором в работе педагогов является:

-  недостаточное знание и использование эффективных методов и приёмов, позволяющих решить поставленные задачи (создание проблемных ситуаций, поиска решений возникшей проблемы, умения делать выводы, обращение к собственному опыту и опыту детей, предоставление детям свободы выбора, использование творческих заданий) ГУО «Лучицкий детский сад – средняя школа» воспитатель Подберёзная Е.Л., ГУО «Новосёлковский детский  сад» воспитатель Антонова С.А.;

- не используются современные подходы к организации образовательного процесса в ГУО «Комаровичский детский сад» воспитатель Кучинская Л.Ф., ГУО «Новосёлковский детский  сад» воспитатель Антонова С.А.;

– в работе с детьми не всегда присутствует индивидуально-дифференцированный подход, не учитывается уровень развития ребенка ГУО «Новосёлковский детский  сад» воспитатель Антонова С.А.;

– отсутствие смены видов детской деятельности, компонента новизны не позволяет воспитателям поддерживать у воспитанников интерес ГУО «Лучицкий детский сад – средняя школа» воспитатель Подберёзная Е.Л.,;

– не всегда обеспечивается здоровьесберегаюший подход в процессе обучения детей ГУО «Лучицкий детский сад – средняя школа» воспитатель Подберёзная Е.Л.;

– при проведении игровой деятельности педагоги испытывают затруднения в планировании игровых задач, игровых действий и правил, применения разнообразных форм организации детей ГУО «Комаровичский детский сад» воспитатель Кучинская Л.Ф., ГУО «Лучицкий детский сад – средняя школа» воспитатель Подберёзная Е.Л.;

- необходимо продолжать работу по обеспечению образовательного процесса в соответствии с современными требованиями средствами обучения, учебными изданиями ГУО «Лучицкий детский сад – средняя школа» воспитатель Подберёзная  Е.Л.,  ГУО «Комаровичский детский сад» воспитатель Кучинская Л.Ф.

Поэтому постоянного совершенствования требует организация внутрисадового контроля различных аспектов деятельности с анализом полученных результатов, выводов, с рекомендациями педагогам, с определёнными сроками повторного контроля и принятием мер.

С целью удовлетворения запросов родителей на образовательные услуги, развития творческих и интеллектуальных способностей детей, их природных задатков и привлечения дополнительных финансовых средств в районе организована работа 56 (в 2016г. – 54) групп по интересам (эстетического, физкультурно-оздоровительного, изучения иностранных языков), которые посещают 510 (в 2016г. – 474) воспитанника, из них на платной основе 32 группы (в 2016г. - 34), которые посещают 312 воспитанников (в 2016г. - 310). 

Образовательные услуги разнообразные, но необходимо, чтобы качество работы соответствовало их количеству.

Активно в данном направлении работают ГУО «ДЦРР г. Петрикова», ГУО «Ясли-сад №3 г. Петрикова», ГУО «Ясли-сад №7 г. Петрикова», ГУО «Копаткевичский ясли-сад №2», ГУО «Куритичский д/с», ГУО «Мышанский я/с», ГУО «Муляровский д/с-НШ», ГУО «Челющевичский детский сад».

Вместе с тем, по итогам посещения необходимо  отметить, что в ГУО  «Голубицкий  детский  сад», ГУО «Лучицкий детский сад – средняя школа» работа организована не на должном уровне. Отсутствует контроль со стороны руководства.

Качество дошкольного образования в значи­тельной степени зависит от уровня квалификации педагогических кадров.

Так, образовательный процесс в учреждениях дошкольного образования обеспечивают - 211 педагогов. Число педагогов с высшим образованием – 56% (в 2016г. – 50,5%), со средним специальным – 44%  (в 2016г. – 49,5%). Высшая квалификационная категория присвоена  – 23% (в 2016г. – 23,3%)  педагогических работников, первая квалификационная категория – 34% (в 2016г. – 34,3%), вторая  квалификационная категория – 15%  (в 2016г. –16,2%), без категории – 28% (в 2016г. – 26,2%).

Таким учреждениям, как ГУО «Голубицкий детский сад» (воспитатели Сулименко Г.В., Жуковец З.В.), ГУО «Лясковичский детский сад» (воспитатель Бамбиза Л.Ю.) ГУО «Комаровичский детский сад» (воспитатель Мигун Е.А.), ГУО «Новосёлковский детский  сад» (воспитатель Антонова С.А.) проводить работу по повышению квалификационного уровня.

Число педагогических работников с высшим и средним образованием по специальности «Дошкольное образование» составило – 58,3 % (в 2016г. – 54,6%).

Хотя образовательный, квалификационный ценз в учреждениях постоянно на контроле и из данных видно, что есть в учреждениях потенциал ГУО «Комаровичский детский сад» (Мигун Е.А., Кучинская Л.Ф.), ГУО «Новосёлковский детский  сад» (Антонова С.А.), но руководителям необходимо мотивировать педагогов на то, что сегодня нужны педагоги, ориентированные на новые веяния времени, способные иметь установки, направленные на развитие ребёнка.

Создание развивающего предметного пространства в детском саду во многом зависит от развития его материально-технической базы и является одной из составляющих качества образовательного процесса. Поэтому значительные  усилия направляются  в дошкольных учреждениях района на укрепление материально-технической базы, благоустройство, создание предметно-пространственной среды, отвечающей личностным потребностям ребенка.

Необходимо отметить такие учреждения дошкольного образования, как: ГУО «ДЦРР г. Петрикова», ГУО «Ясли-сад №3 г. Петрикова», ГУО «Ясли-сад №5 г. Петрикова»,  ГУО «Ясли-сад №7 г. Петрикова», ГУО «Копаткевичский ясли-сад №2», ГУО «Мышанский я/с», ГУО «Муляровский д/с-НШ», ГУО «Куритичский д/с», ГУО «Челющевичский детский сад», ГУО «Лясковичский детский сад».

Коллективам ГУО  «Голубицкий  детский  сад», ГУО «Лучицкий детский сад – средняя школа», ГУО «Велавский детский сад-начальная школа», ГУО «Грабовский детский сад-базовая школа Петриковского района», ГУО «Залесский детский сад-базовая школа», ГУО «Новоголовчицкий детский сад-базовая школа» необходимо серьезно заняться благоустройством территории и оформлением участков, а также оформлением предметно-развивающей среды и пополнением средствами воспитания и обучения в соответствии с утверждённым Перечнем.

Оснащение учреждений дошкольного образования средствами обучения, игровым и физкультурным оборудованием в соответствии с установленными нормативами составило в среднем по району – 78% (среднеобластной - 78,5%) (в 2016г. – 71%) от установленных нормативов. Оснащенность учебными пособиями педагогических работников – 67,4% (среднеобластной - 74,1%) (в 2016г. – 64,7%), воспитанников пособиями «Мои первые уроки» - 100%.      

Вопросы повышения  качества образовательного процесса находят отражение в годовом планировании работы учреждений.

Вышеуказанные направления деятельности рассматриваются и отражаются в административном контроле, в протоколах совещаний при заведующем, в материалах педсоветов. Активно в данном направлении работают ГУО «ДЦРР г. Петрикова» (педагогический совет от 30.11.2017г. на тему: «Формирование навыков по укреплению и сохранению здоровья воспитанников, совершенствование работы по ОБЖ, используя различные методы и приёмы», тематический педсовет от 28.02.2018 тема «Развитие конструктивных навыков у детей», педагогический час от 05.01.2018 тема «Выполнение учебной программы в группе интегрированного обучения и воспитания»), ГУО «Ясли-сад №7 г. Петрикова» (педагогический совет на тему «Расширение сферы использования белорусского языка с целью развития у воспитанников интереса к родной речи» - февраль 2018; ГУО «Ясли-сад №5 г. Петрикова»,  ГУО «Копаткевичский ясли-сад №2», ГУО «Куритичский д/с», ГУО «Муляровский д/с-НШ», ГУО «Челющевичский детский сад».

В учреждениях дошкольного образования также проводятся разные  методические формы работы по повышению качества дошкольного образования: ГУО «Ясли-сад №3 г. Петрикова» (консультация для педагогов на тему «Использование ЭСО в образовательном процессе с воспитанниками» - октябрь 2017; методическое занятие с педагогами по теме «Структурно-компонентный состав культуры здоровья детей дошкольного возраста» - ноябрь 2017; собеседование музыкального руководителя с воспитателями по теме «Образы музыки в изобразительной деятельности» (работа в тетрадях из серии «Мои первые уроки») – январь 2018; обмен мнениями педагогов по теме: «Факторы, которые влияют на образовательный процесс» - февраль 2018; семинар – практикум «Развитие мелкой моторики рук как стимул развития интеллекта воспитанников» - февраль 2018), педагогическая конференция «Дыдактычная гульня – сродак развіцця беларускага маўлення» - декабрь 2017; круглый стол «Формы работы по взаимодействию с семьёй по валеологическому воспитанию» - ноябрь 2017; тренинг для педагогов «Использование словесных упражнений для развития фонематичекого слуха» - январь 2018).

Анализируя документы, можно отметить, то, что в вышеуказанных учреждениях постоянно проводится самоанализ и анализ разных форм работы, с принятием решений, с выработкой рекомендаций и повторным контролем.

В данных учреждениях прослеживается даже проведение внеплановых семинаров, практикумов и других форм работы по востребованности решения актуальных вопросов, что нельзя сказать о работе в ГУО «Лучицкий детский сад – средняя школа», ГУО «Новосёлковский детский  сад»,  ГУО  «Голубицкий  детский  сад», в которых контроль со строны руководства отсутствует и формы работы хаотичны, непоследовательны, безсистемны.

По планированию и организации методической работе с кадрами в учреждениях дошкольного образования чаще всего встречаются следующие проблемы:

– не проводится диагностика профессионального уровня педагогов, не учитываются их профессиональные затруднения, отсутствуют сводные карты диагностики педагогических работников (ГУО «Лучицкий детский сад – средняя школа», ГУО «Новосёлковский детский  сад»,  ГУО  «Голубицкий  детский  сад», ГУО «Бабуничский детский  сад»);

– анализ деятельности учреждений ограничивается констатацией фактов, не указываются существующие проблемы, пути их решения (ГУО «Лучицкий детский сад – средняя школа», ГУО «Новосёлковский детский  сад»,  ГУО  «Голубицкий  детский  сад», ГУО «Бабуничский детский  сад»);

– нет конкретности в формулировке годовых задач (ГУО «Лучицкий детский сад – средняя школа», ГУО  «Голубицкий  детский  сад»  (годовая задача должна иметь 3 компонента:

- что будем развивать, формировать, воспитывать;

- где, в каком виде  деятельности формируем;

- с помощью чего, какие методы будут использованы);

- годовые планы учреждений перенасыщены мероприятиями, которые не всегда реализовываются» ГУО  «Голубицкий  детский  сад», ГУО «Бабуничский детский  сад»);

 - решения педсоветов неконкретны, не имеют адресной направленности, не указываются сроки их исполнения (ГУО  «Голубицкий  детский  сад», ГУО «Бабуничский детский  сад», «Лучицкий детский сад – средняя школа»).

Зная эти проблемы, необходимо отметить, что за последние годы в районе сложилась гибкая система методической помощи, т.е. дифференцированная методическая сеть, которой охвачены все категории педагогов дошкольного образования (заведующие, заместители, воспитатели, музыкальные руководители, руководители физического воспитания).

Тематика занятий районных учебно-методических объединений спланирована с учетом запросов педагогов, результатов диагностики педагогических затруднений, актуальных проблем, с использованием разных форм организации. Так за текущий период проведено инструктивно-методических совещаний (2); индивидуальные консультации (постоянно); творческий отчёт – Дни руководителей (3); панорама опыта (2); мастер-класс (1); постоянно действующие семинары-практикумы (2).

На РУМО выносятся решения  со сроками, их выполнение  рассматривается на последующих МО, для прослеживания обратной связи.

С целью методической поддержки эффективного педагогического опыта составлен банк адресов ЭПО района. Трансляция эффективного педагогического опыта осуществляется на августовских секциях, заседаниях районных учебно-методических объединений; организуется рассылка тематики ЭПО в учреждения района.

Вместе с тем, руководителям необходимо придать значение тому, чтобы сочетались формы и методы работы для максимального раскрытия творческого потенциала работников, для выявления эффективного педагогического опыта работы в учреждениях, его обобщения и распространения не только на районном уровне, но и в областных и республиканских средствах массовой информации.

Методист районного

учебно-методического кабинета                                      Е.Н. Никешина

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.